- КОНСТИТУЦИЯ
- — основной закон государства, первичный по отношению к другим законодательным актам и служащий источником правовых норм.
В конституции определены основы государственного строя, обозначены полномочия органов власти различных уровней, сформулированы права и обязанности граждан государства. Большинство из ныне действующих в мире конституций соответствует международным правовым нормам, зафиксированным в документах ООН, других наднациональных организаций.
Устав ООН, подписанный странами-участниками на учредительной конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является своеобразной конституцией мирового сообщества и одним из основных источников международного права.
Есть страны, где отсутствуют конституции. Это абсолютные монархии, например, на Аравийском п-ове или Великобритания, где до сих пор источником права является историческая традиция и юридический прецедент.
Одной из первых конституций в мире в современном понимании этого слова является Конституция США. 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс бывших британских колоний в Северной Америке, вступивших в войну с метрополией, утвердил Декларацию независимости, написанную Т. Джефферсоном. В ней обосновывались основанные на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. Эти принципы легли в основу Конституции Соединенных Штатов, выработанную конвентом в Филадельфии, который открылся 25 мая 1787 г. По инициативе Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции, названные «Биллем о правах», законодательно закрепившим демократические свободы.
С точки зрения современного права это достаточно архаичный документ, в ст. 1 закрепляющий право на свободу слова и свободу совести, а в ст. 2 — «право народа хранить и носить оружие», т. е. право молиться каким угодно богам и в кого угодно стрелять. С другой стороны, впервые в юридической практике были законодательно закреплены и обязательства гражданина в отношении государства.
Эта норма нашла выражение и в законотворчестве других стран. Особенно ярко это проявилось во время Великой Французской революции. Один из ее вождей, журналист Ж.-П. Марат, в период парламентских дискуссий о будущем устройстве Франции в Национальном учредительном собрании написал брошюру «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая повлияла на принятие законодателями «Декларации прав человека и гражданина», ставшей, по сути дела, Конституцией Франции на ближайшие годы.
Конституции США, Франции и ряда других государств, которые легли в основу международного права, возникли не на пустом месте. С глубокой древности во всех государствах существовали зафиксированные в письменной форме законы и неписаные, существующие в устной традиции, нормы. Среди них, например, «Законы Хаммурапи» в Междуречье, «Законы Ману» в Индии, «Законы 12 таблиц» в Древнем Риме, «Салическая правда» у франков и «Русская правда» в Древней Руси времен Ярослава Мудрого. Для религиозных евреев Талмуд до сих пор является основным законом жизни, который определяет не только особенности отправления культа, но и правила экономической и юридической деятельности иудеев (см. Иудаизм). Нормы шариата для последователей ислама также не ограничиваются только богословскими и ритуальными аспектами, влияя на принятие государственных решений и являясь источниками права, а в ряде стран шариат заменяет собой конституцию и прочие правовые акты.
Однако, ни фетвы мусульманских улемов, ни вердикты раввинов, ни «варварские правды», ни кодексы древних восточных деспотий так и не стали базой для формирования международного права и прообразами будущих конституций. Поэтому, когда речь идет об основном законе любой страны, подразумевается продукт права, рожденный исключительно западной цивилизацией.
На самом деле принцип личной свободы, прав человека — не более чем юридическое обоснование частной собственности, которая в большинстве конституций мира провозглашается одной из основ общества. Именно поэтому в странах, не входящих в западное сообщество — монархиях Востока, бывшем Советском Союзе и странах социалистического лагеря — конституции либо вовсе отсутствовали, либо носили принципиально иной характер, нежели конституции буржуазных государств — Америки, Франции, Германии и т. д.
Даже в Российской империи, в которой никогда не ставился под сомнение сам принцип частной собственности, конституционно это так и не получило достаточного оформления. Конституция так и не была принята ни при Александре II, хотя проект ее был подготовлен, ни при последнем русском императоре Николае II. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего переход к конституционной монархии, 23 апреля 1906 г. царь утвердил Свод основных государственных законов. Но и это не стало Конституцией в классическом смысле. Принятые после победы в октябре 1917 г. большевиками Конституции РСФСР (1919), СССР (1924, 1936, 1977), гарантируя права и свободы, провозглашали приоритет общественной (социалистической, коллективной) собственности.
После событий августа 1991 — октября 1993 гг. в России была принята ныне действующая Конституция, при написании которой были взяты за образец основные законы Франции и США. Одобренный Конституционным совещанием проект Основного закона Российской Федерации был вынесен на всенародное голосование. За проект проголосовали 58,4% от числа принявших участие в референдуме — более трети от общего количества имеющих право голосовать. В этот день, 12 декабря 1993 г., прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. Согласно действующему Основному Закону, Российская Федерация — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а носителем и источником суверенитета является его народ.
Россия по Конституции является социальным и светским государством. В Конституции РФ зафиксирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами государственной власти в стране являются Президент, Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство, судебные органы. В регионах (субъектах Федерации — республиках, краях, областях, автономных округах) — образуемые на местах органы власти, включая и органы местного самоуправления.
Россия — президентская республика. Согласно Основному закону глава государства обладает самыми широкими полномочиями, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и является гарантом Конституции. Правительство РФ осуществляет функции исполнительной власти. Нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума — разрабатывает федеральные законы, которые затем, после утверждения их верхней палатой — Советом Федерации (сенатом), состоящим из представителей регионов, поступают на подпись президенту.
В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.
В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.
Пятая по счету в российской истории Конституция уже сыграла свою роль в консолидации общества. Главным показателем ее результативности является не юридическая чистота понятий, заложенных в ней, и соответствие реалиям российской действительности и общественным ожиданиям, а стабильность.
Несмотря на определенное несовершенство, свойственное, впрочем, всем конституциям разных стран мира, Конституция РФ является важнейшим стабилизирующим фактором современной России.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.